Предстоящая процедура драфта-2002, до которой остается меньше недели, заставляет говорить о себе все больше. Кроме того, в результате крайне неудачного сезона, Пингвины впервые за более чем десять лет получили право выбрать пятого лучшего новичка в этом году.
Напомню, что в последний раз Пингвины получили столь высокое право в 1990 году, когда, так же, не попав в плей-офф, выбрали под общим пятым номером Яромира Ягра. На следующий год Пингвины завоевали свой первый Кубок Стэнли. Процедура драфта-2002 начнется в субботу 22 июня на арене клуба Торонто Мэйпл Лифз Air Canada Centre.
В связи с этим питтсбургские журналисты, в частности, предлагают вспомнить историю выборов Пингвинов в первом раунде драфтов лет, прошедших с момента выбора Ягра. Оказывается, что, сделав удачный выбор в 1990 году (Ягр), в следующем, 1991 году (Маркус Нэслунд, 16 номер) и в 1992 году (Мартин Страка, 18 номер), после этого Пингвины оставались худшей командой НХЛ в отношении распоряжения своим правом выбора в первом раунде. С 1993 года лишь Крис Уэллс (Chris Wells, 24 номер драфта 1994 года) и Алексей Морозов (24 номер драфта 1995 года) смогли провести в НХЛ хотя бы один полный сезон. Все остальные команде, которые с 1993 года выбирали в первом раунде каждого из девяти ежегодных (1993-2001) драфтов, сумели выбрать не менее трех игроков, сыгравших хотя бы один сезон в НХЛ, а средняя цифра в этом показателе составляет 4,7. Учтя неудачную карьеру Уэллса – лишь два сезона в НХЛ, а в настоящее время – бесперспективная игра за зависимый клуб Пингвинов в Лиге восточного побережья (ECHL) Weeling Nailers – и Пингвины остаются лишь с одним относительно удачным выбором за последние девять лет – Алексеем Морозовым.
Для еще одного сравнения, показывающего крайне неудачное распоряжение Питтсбургом своего права выбора в первом раунде, можно привести следующие цифры. Средний номер выбора Пингвинов в первом раунде за эти девять лет составил 21,6. Не очень высоко. Но эта цифра у, например, Нью-Джерси, составила 22. Показатели сравнимые, но как отличаются результаты выбора этих команд! За девять лет Дьяволы в первом раунде выбрали таких игроков как Денис Педерсон (Denis Pederson), Петр Сикора (Petr Sykora), Лэнс Уорд (Lance Ward), Жан-Франк Дамфусс (Jean-Francois Damphousse), Майк Ван Рин (Mike Van Ryn) и Скотт Гомес (Scott Gomez). Все эти игроки последний сезон сыграли в НХЛ, а Сикора является игроком уровня All-Star.
Все это камни в огород службы скаутов Пингвинов, долгие годы возглавляемой Грегом Мэлоном, и частично – в сторону генерального менеджера Крейга Патрика, который имеет в подчиненных этот штаб, и на процедурах драфта руководствуется его рекомендациями. Конечно, подобные слова не в первый раз появляются в прессе, и Мэлон, естественно знает о них, читает об этом, и он вынужден отвечать на вопросы, связанные с этим. Сам он считает, что такие темы поднимаются именно тогда, когда команда терпит неудачу, прежде всего, на площадке, и в результате не попадает в плей-офф. По его мнению, скауты команды и Патрик вполне удовлетворены тем выбором, которые они делали на прошедших драфтах, довольны перспективами тех игроков, на которых Пингвины имеют права, и которые в настоящее время играют за фарм-клуб Пингвинов, за команды колледжей и юниорские команды. Крейг Патрик также, в свою очередь, подтверждает свое доверие к Мэлону и его команде, говоря о том, что, если сравнить выбор Пингвинов и выборы других команд относительно всех раундов драфтов, то работа его скаутов заслуживает уважения. По поводу первого раунда Патрик заметил, что за 12 лет Пингвины лишь один раз имели высокое право выбора (в 1990 году), и то, как им распорядились Пингвины, крайне удовлетворяет его. Ассистент Патрика Эд Джонстон (Ed Johnston) тоже считает нападки на скаутов Пингвинов необоснованными. В качестве козыря он, как и Патрик, предлагает вспомнить выбор Пингвинов в следующих после первого раундов. И это можно понять – среди игроков, выбранных в последующих раундах, такие хоккеисты как Ян Грдина (Jan Hrdina), Жан-Себастьян Обен (Jean-Sebastien Aubin), Патрик Лалим (Patrick Lalime), Йозеф Мелихар (Josef Melichar), Ханс Йонссон (Hans Jonsson) и Михал Розиваль (Michal Rozsival). Все это хорошо, но история выбора Пингвинов в первом раунде с 1993 года выглядит как сценарий к «мыльному» сериалу.
Здоровье Стефана Бергквиста (Stefan Bergkvist, 26 номер драфта-1993) было подорвано ушной болезнью, и он провел лишь семь игр в НХЛ за восемь лет профессиональной карьеры. В прошлом году он завершил выступления.
Выбором Пингвинов в 1994 и в 1995 годах были, соответственно Уэллс и Морозов, о которых было сказано выше.
Крейг Хиллир (Craig Hillier, 23 номер драфта-1996) был первым голкипером среди остальных новичков, выбранным на том драфте, но он никогда не играл за Питтсбург. Проблемы с дисциплиной в совокупности с поразительной неспособностью отбивать шайбы дали ему возможность лишь провести шесть лет в командах низшей лиги, прежде чем он закончил играть в 2001 году. Недавно пришла информация, что в начале июня 2002 года он подписал контракт с командой Geleen Smoke Eaters высшей лиги чемпионата Нидерландов.
Роберт Доум (Robert Dome, 17 номер в 1997 году) преподнес сюрприз специалистам тем, что, будучи 18-летним, подписал контракт с Пингвинами, но, видимо, парень просто зарвался, потому что в прошедшем сезоне он совершенно испортил свои отношения с руководством фарм-клуба Пингвинов Уилкз-Берри, где в половине матчей он не был заявлен на игру, указанный в протоколе, как травмированный, без указания травмы (healthy). По мнению специалистов, Патрик позволит Доуму 1 июля стать неограниченно свободным агентом, так как не желает иметь дело со строптивым юнцом.
Ожидалось, что Милан Крафт (Milan Kraft, 23 номер в1998 году) в прошедшем сезоне сможет стать игроком, как минимум, второго звена. Однако он был понижен сначала до четвертой тройки, а затем – до фарм-клуба. В 110 играх в НХЛ он забил пока 15 голов.
Константин Кольцов (18 выбор в 1999 году) был объявлен быстрейшим нападающим драфта-1999. Но он разочаровал Пингвинов своим упорным желанием не уезжать из России. Крейг Патрик уже и не надеется, что Кольцов появится в сентябре в тренировочном лагере Пингвинов, тем более, что, судя по сообщениям российской прессы, Кольцов перешел из московского Спартака в нижнекамский Нефтехимик.
Брукс Орпик (Brooks Orpik, 18 номер на драфте 2000 года) в 2001 году помог команде бостонского колледжа выиграть титул победителя студенческого чемпионата США по хоккею (NCAA). Орпик по своим характеристикам сравнивается со столпом обороны Колорадо Эвеланш Робом Блэйком (Rob Blake), но он необъяснимо ухудшил свою игру в своем первом профессиональном сезоне, который он провел в фарм-клубы Пингвинов. Его по-прежнему оценивают довольно высоко, но с Блэйком уже не сравнивают.
Колби Армстронг (Colby Armstrong, 21 номер 2001 года) играл ведущую роль в команде Red Deer Rebels', которая в 2001 году выиграла юниорский чемпионат Канады Memorial Cup. Но его результаты, а также результаты его команды, в прошедшем сезоне заметно снизились по сравнению с победным годом. Армстронг не прибавил своей игре мощи, а себе – габаритов, в результате чего, потерял звание капитана команды в середине сезона. Ожидается, что он присоединится к фарм-клубу Пингвинов в следующем сезоне.
Будущее тех, кто еще в строю, остается пока неясным – они еще молоды, а обычно у игроков, выбранных в первом раунде, попадание в НХЛ занимает два-три года. Поэтому пока довольно трудно говорить о том, что выборы Пингвинов в первом раунде драфтов с 1993 года можно признать хоть сколько-нибудь удачным. Более того, из 27 игроков, выбранных в первом раунде в течение девяти лет тремя следующими командами сразу же после Пингвинов, 14 заиграли в НХЛ. Большинство из них могли бы стать Пингвинами, например Дэниель Бриер (Daniel Briere), Иржи Фишер (Jiri Fischer), Крис Коланос (Krys Kolanos), Ретт Уореннер (Rhett Warrener), Дэн Клутье (Dan Cloutier), Марк Дени (Marc Denis), Максим Кузнецов, Ник Боуйтон (Nick Boynton).
Естественно, что для команды с небольшим, да к тому же ежегодно ограничиваемым бюджетом, какой являются Пингвины, совершенно неприемлемы такие упущения. Поэтому в этот уик-энд стоит пожелать команде Мэлона не посчитать свою работу по наблюдению за молодыми талантами, выполненную в течение нескольких лет, в чем-то упущенной. Это является более важным, потому что в этом году, по признанию специалистов, уровень молодых игроков по сравнению с прошлыми годами не настолько высок, что бы говорить о возможных открытиях, да и бесспорного первого номера также по большому счету нет.