Несостоявшийся сезон 2004-05 вынудил многих именитых ветеранов Национальной хоккейной лиги объявить о завершении карьеры. Уже повесили коньки на гвоздь такие знаменитые игроки, как Скотт Стивенс (Scott Stevens), Эл Макиннис (Al MacInnis) и Марк Мессье (Mark Messier). Вчера о своем уходе из большого хоккея объявил 42-летний центральный нападающий Рон Фрэнсис (Ron Francis).
Вряд ли болельщикам «Питтсбурга» нужно объяснять всю значимость этого игрока в истории команды. Игрок был одной из ключевых фигур чемпионских составов «Пингвинов» в 1991 и 1992 годах, а на протяжении своей карьеры Фрэнсис являлся одним из самых выдающихся центрфорвардов современного хоккея.
Ветеран покидает Лигу, проведя в ней 23 сезона, в течение которых он сыграл 1 731 матч, забив 549 голов и сделав 1 249 передач. Это позволяет ему занимать четвертое место в списке самых результативных игроков в истории НХЛ и второе после Уэйна Гретцки (Wayne Gretzky) – в списке лучших распасовщиков. 20 раз за карьеру Фрэнсис забивал 20 или более голов за сезон. По этому показателю в истории НХЛ он уступает лишь Горди Хоу (Gordie Howe).
Несмотря на такие достижения, Фрэнсис не имел имиджа такой суперзвезды, как, например, тот же Гретцки или капитан и владелец «Пингвинов» Марио Лемье (Mario Lemieux). С той же скромностью ветеран и ушел на покой, не созывая по этому поводу пресс-конференцию, а сделав объявление на официальном сайте Ассоциации игроков. Два параграфа его заявления были посвящены благодарности всем, с кем он имел дело на протяжении карьеры – от партнеров и болельщиков до соперников и мастеров по экипировке.
«Ронни замечательный человек, - говорит нынешний скаут «Питтсбурга» и бывший партнер Фрэнсиса по звену Кевин Стивенс (Kevin Stevens). – Мы бы никогда не выиграли Кубок Стэнли без него. Он делал все, чтобы оставаться победителем».
Фрэнсис появился в «Питтсбурге» 4 марта 1991 года, будучи обменянным из «Хартфорда» вместе с Ульфом Самуэльссоном (Ulf Samuelsson) и Грантом Дженнингзом (Grant Jennings) на Джона Каллена (John Cullen) Зарли Залапски (Zarley Zalapski) и Джеффа Паркера (Jeff Parker). Вместе с Лемье он составил одну из самых эффективных связок центрфорвардов в истории хоккея. В составе «Пингвинов» он провел 533 игры регулярного чемпионата, забив 164 гола и сделав 559 передач. В плей-офф на его сету оказались 97 игр и 100 баллов за результативность. В 1998 году он оказался в «Каролине», подписав с «Ураганами» контракт в качестве свободного агента. В конце сезона 2003-04 он был обменян в «Торонто». В числе его титулов, помимо двух Кубков Стэнли, числится приз лучшему форварду оборонительного плана 1995 года, а также три «Леди Бинг Трофи» (Lady Byng Trophy), присуждаемому за верность хоккею. В 2002 году он также играл в финале Кубка Стэнли. Кроме того, на протяжении всей своей карьеры Фрэнсис уделял много времени благотворительности.
«Он всегда делал людей, которые его окружали, лучше, - считает еще один экс-партнер Фрэнсиса, нынешний форвард «Питтсбурга» Марк Рекки (Mark Recchi). – Это не так легко, не ему удавалось сделать это. Он всегда был истинным профессионалом на льду и вне площадки. Можно даже сказать, что как личность он был гораздо лучше, чем игрок, а игрок он великий. Думаю, он так и не получил всех почестей, которых заслужил. Он очень скромен, однако, я уверен, что его это не беспокоит. В раздевалке он пользовался огромным уважением, и это было единственной важной для него вещью. Именно поэтому он был успешен на протяжении столь длительного времени».
Два Кубка Стэнли в составе «Питтсбурга» остались самыми значимыми достижениями Фрэнсиса за его карьеру, причем, по мнению руководителей команды, в том числе, генерального менеджера «Пингвинов» Крэйга Патрика (Craig Patrick), благодаря которому Фрэнсис появился в «Питтсбурге», этот игрок был ключевым в составе клуба во время побед в Кубке Стэнли.
«Он значил для нас очень и очень много, как на льду, так и вне площадки, - вспоминает Патрик. – Он провел великолепную карьеру, достойно выступая там, где находился. Однако в «Питтсбурге» он сумел принести в команду свои наилучшие качества, что позволило «Пингвинам» быть на порядок выше любого соперника».
Когда мы выменяли его в начале 90-х, мы сразу же получили возможность выиграть Кубок Стэнли, - добавляет Лемье. – Он играл в команде очень важную роль. Он был великолепным лидером и преданным хоккею. Я счастлив, что у меня была возможность выступать с ним в одном клубе. Очевидно, что он был выдающимся игроком, но, в то же время, и выдающейся личностью. С его интеллигентностью и знанием хоккея я вижу его президентом или генеральным менеджером клуба НХЛ».
По словам самого Фрэнсиса, он мог продолжить карьеру, причем, не исключалась возможность его возвращения в «Питтсбург». Впрочем, как отметил ветеран, это могло случиться, если бы локаут затянулся не более чем на полгода.
«Мы с главным тренером «Пингвинов» Эдди Ольчиком (Eddie Olczyk) хорошие друзья, и мы говорили об этом, - рассказал Фрэнсис. – Думаю, если бы прошлый сезон начался, по меньшей мере, в феврале, мы бы смогли удачно сотрудничать. Но теперь я ухожу, о чем сказал после драфт-лотерее Марио Лемье, поздравив его с успехом. Локаут позволил мне оценить время, когда я не занят хоккеем. В общем, стоит отметить, что я не испытывал проблем, и был готов к тому, чтобы уйти насовсем. Теперь я намерен заняться своей семьей».
Впрочем, кое-кто не верит, что Фрэнсис будет долго лежать на диване.
«Я сомневаюсь, что он долго будет находиться вне хоккея, - уверен Рекки. – Думаю, в скором времени мы вновь увидим его активным. Хоккей это его жизнь, и он не будет проводить все время на пляже».