Константин Кольцов пока не говорит о своих впечатлениях о тренировочном лагере Пингвинов, оставляя их для партнеров, которые могут говорить по-русски. Его способность говорить по-английски пока ограниченна покачиванием головой и словам «нет, нет» в ответ на вопрос о том насколько много он знает.
К счастью для Кольцова, в Питтсбурге он находится в качестве выбора Пингвинов в первом раунде драфта 1999 года, потому отношение к нему соответствующее. А также он может хорошо говорить на языке хоккея, наиболее часто используя одно из его «наречий».
«Скорость», - говорит скаут Пингвинов по Европе Марк Келли (Mark Kelley). «Потрясающая скорость», - повторяет за ним генеральный менеджер команды Крейг Патрик (Craig Patrick).
Именно это характеризует Кольцова, когда он каждый раз встает на лед тренировочного катка Пингвинов в Southpointe с того момента, когда в прошлый четверг открылся тренировочный лагерь Пингвинов. Его скорость это то, что привлекло Пингвинов три года назад, когда многие скауты прогнозировали, что Кольцов будет лучшим на этом драфте.
В двух играх тренировочного турнира он не раз был атакован защитниками, впрочем, не больше, чем другие игроки. Зачастую он, отставая от защитника на шаг или два, опережал того в борьбе за шайбу. Во вчерашней игре он использовал стартовую скорость, создав себе два выхода один-на-один, и однажды забил гол, выйдя вдвоем с Рэнди Робитайлом (Randy Robitaille) на одного защитника. «Он мог забить еще несколько голов сегодня, - говорит Крейг Патрик. – Очень интересно смотреть, как он создает эти возможности. Думаю, ему гораздо удобнее, когда он один».
Отношения Кольцова с Пингвинами тянутся с тех времен, когда они выбрали его. Пингвины планировали, что он будет играть в фарм-клубе, набираться опыта. Теперь же они счастливы, что он в команде. Прежде чем подписать 16 июля нынешнего года контракт с командой, Кольцов в течение трех лет сомневался в своем желании попасть в Северную Америку. Говорили, что он не готов психологически к новой для него культуре. После драфта 1999 года он провел три года в высшей российской хоккейной лиге, отвергая многочисленные приглашения Пингвинов приехать в Питтсбург. Кольцов настаивает, что его отказы не были связаны с психологией. «Это не так, - сказал он через переводчика. – Год назад мой агент говорил мне ничего о Питтсбурге или контракте. Я не знал, что происходит».
Теперь же Кольцов в Питтсбурге, и перед ним трудная дорога в НХЛ. Руководство команды считает, что он сможет извлечь полезные уроки как на льду, так и вне его. Главной задачей вне площадки для Кольцова будет социальная адаптация. Кольцов, белорус по национальности, знает только русский язык. Хотя, кажется, он понимает намного больше, чем может сказать, ему ясно не хватает общения для лучшей коммуникации. «Ему будет трудно, - говорит Алексей Морозов. – Я знаю, что это. У меня было подобное в начале карьеры». Морозов был выбором Пингвинов в первом раунде драфта 1995 года, и он ждал два года, прежде чем приехать в Америку. Его английский также был очень слаб, когда он приехал. «Ему нужно учить язык, заводить друзей, научиться многим вещам, - говорит Морозов. Я буду помогать ему, насколько смогу, и другие русские игроки также помогут ему. Но все это займет некоторое время».
В игре, по мнению Пингвинов, главной задачей Кольцова будет рациональное использование его лучшего качества. «Ему нужно будет научиться использовать свою скорость, - говорит скаут Келли. – У него настолько много скорости, что он зачастую использует ее не там, где необходимо. Он должен научиться быть менее прямолинейным, менять темп, потому что зачастую это лучший способ выиграть гонку. Если он будет часто использовать свою скорость без изменения, то защитникам будет нетрудно приноровиться к его игре».
Сейчас же, во время тренировочного лагеря, по словам Келли, старание Кольцова, стремление работать, сочетающиеся с его неплохими габаритами (180 см., 92 кг.) дают надежду, что у него будет много шансов забивать в системе Пингвинов.
Мягко говоря, на нынешней стадии его карьеры забивание голов не является сильной стороной Кольцова. Его гол в тренировочной игре был типичным для него, если основываться на том, как он делал это в российской лиге, в которой течение четырех лет в составе четырех различных команд он забил всего 15 голов в 120 играх. В прошлом сезоне он забил лишь два гола в33 матчах. Но Кольцов по-своему объясняет свои результаты. «Мои тренеры в российских командах были не очень хороши, - говорит он. – У меня не было достаточно игрового времени. А оно мне было необходимо».
Возвращаясь к этому вопросу, Кольцов указал на свой опыт игры в сборной Беларуси на Олимпиаде в Солт-Лэйк-Сити. Травма плеча ограничила его выступление двумя играми и заставила его вернуться домой прежде, чем его партнеры достигли впечатляющего для сборной результата. Но в течение отборочного раунда он доказал, что является отличным игроком для бригады меньшинства, и его результаты позволяли ему быть среди лучших игроков сборной в нападении. «Я никогда не был так счастлив, как тогда, когда мой тренер сказал, что он возьмет меня играть на Олимпийские игры, - говорит Кольцов. – Самым лучшим было то, что там у меня было много игрового времени. Я люблю играть много».
Пингвины сдерживают обещание дать Кольцову шанс. И в результате, они пока довольны тем, что он показывает. «Здесь у него есть достаточно игрового времени, - говорит Келли. – В России он играл в основном в третьей-четвертой тройках, и у него не было много шансов. Когда он играл со своими сверстниками на молодежном чемпионате мира и турнирах, подобных этому, он забивал голы. Думаю, он будет забивать и здесь, так как тут он настроен на игру и имеет шансы».
Несмотря на такие отзывы, шансы игрока оказаться в фарм-клубе в следующем сезоне достаточно высоки. Кольцов не переживает из-за возможности оказаться там и начать свою заокеанскую карьеру в АХЛ. «Все нормально, - говорит он. – Каждый здесь имеет шанс сыграть в НХЛ. У меня также есть такой шанс».
Напомним, что Константин Кольцов этим летом заключил с Пингвинами двусторонний трехлетний контракт на максимальную для игроков, выбранных на драфте 1999 года, сумму. Впрочем, гораздо меньшие деньги он получит, играя в фарм-клубе. Однако игрок еще молод, и его перспективы позволяют ему надеяться на полноценную зарплату игрока основного состава, если не в этом году, то в следующем наверняка.