Удивительно, как тесно связана судьба форварда Пингвинов Мартина Страки (Martin Straka) и Флориды, с которой сегодня Пингвины встретятся в очередном матче регулярного чемпионата НХЛ.
Именно в матче против Пантер начались злоключения Страки в прошлом сезоне. 23 октября прошлого года он сломал ноги в игре против Пантер, а сегодня он практически впервые за более чем год выйдет на лед здоровым в составе Пингвинов на лед Office Depot Center – домашней арены Флориды.
Также, Флорида была частью хоккейной карьеры Страки. Сейчас трудно поверить, глядя на него, что когда-то руководство Пантер, не удовлетворенное уровнем его игры, выставило Страку на драфт отказов, с которого никто не подобрал игрока, таким образом, позволив ему стать свободным агентом. Шесть лет назад Страка был игроком Флориды. Глядя на него сейчас, трудно поверить, что когда-то Пантеры выставили его на драфт отказов, не удовлетворенные его игрой. Страка прошел через драфт отказов и стал свободным агентом. «Думаю, они не были довольны моей игрой, и я играл не так хорошо, как мог бы. Думаю, я просто не вошел в игру, - вспоминает Страка, ведущий на данный момент форвард Пингвинов. – Что я мог сделать? Я был маленьким игроком, а они играли в совершенно другой хоккей, не тот, в который я играл в Питтсбурге. Их игра была более жесткой, полная столкновений и борьбы. Думаю, я просто не был готов к этому».
Пантеры были четвертой командой Страки за два года его карьеры в НХЛ в то время. После того, как он в своем первом сезоне 1993-94 годов, играя за Пингвинов, забил 30 голов и сделал 34 передачи, Пингвины обменяли его в следующем сезоне в Оттаву, уже после четырех игр того сезона. Страка провел в Канаде лишь 43 матча, забив 9 голов и сделав 16 передач, прежде чем его обменяли в Айлендерс.
В Нью-Йорке чех задержался лишь на 22 игры, после чего его обменяли во Флориду, где он провел большую часть сезона 1996-97 годов до начала весны 1997 года. Проблемы со здоровьем тогда помешали ему закрепиться в составе, и он окончил сезон с семью голами и 22 передачами в 55 играх. Тогда ему оставался еще год до окончания его контракта, но после того, как он прошел через драфт отказов, Пантеры решили выплатить ему $400 тыс., что бы освободиться от обязательств перед ним. В тот момент игрок даже не представлял, как сложится его судьба в дальнейшем. «В любое время, когда кто-то платит вам деньги, что бы вы отправлялись домой, ваша уверенность в жизни получает чувствительный удар, - говорит агент Страки Рич Уинтер (Rich Winter). – До этого его никогда так не отсекали от команды. Его игра была не настолько ужасна, что бы освободиться от него, и он обладал великолепной скоростью, а также был хорош при оборонительной игре. Но генеральный менеджер не может заставить тренера поставить игрока в основу».
В то время Страке было всего лишь 24 года, и он уже обладал опытом пятилетнего выступления в НХЛ. «Когда меня выставили на драфт отказов, я начал думать о том, почему они сделали это, и что я должен сделать, что бы улучшить свою игру и стать более квалифицированным игроком, - говорит Страка. – Итак, я обратился к своему отцу, который является хоккейным тренером. И мы просто начали разговаривать. Я сказал: «Что мне нужно, что бы играть лучше?».
Страка изменил свою подготовку к сезону, больше и интенсивней тренируясь в межсезонье. Его работа принесла свои плоды. Несколько команд интересовались его услугами, но когда Пингвины предложили ему контракт, Страка не думал дважды. Он был выбором Пингвинов в первом раунде драфта 1992 года, в котором Питтсбург выбрал его под общим 19 номером, и он играл за Пингвинов в своем первом сезоне в НХЛ. «Я знал всех там, знал руководство, и люди в Питтсбурге всегда относились ко мне хорошо. Поэтому я смотрел только в ту сторону, - говорит Страка. – Я не терял времени. Ко мне вернулось все то хорошее, что было у меня в Питтсбурге, мои друзья были рядом со мной, и все это очень помогло мне».
Страка, можно сказать, вернулся домой. Игрок, которому однажды заплатили $400 тыс., что бы тот отправился восвояси, теперь получает от своих работодателей $4 млн., что бы он остался. Он провел свой лучший сезон в 2000-2001 годах, когда в 82 играх набрал 95 (27+68) очков. Он был четвертым в НХЛ по очкам, третьим – по голевым пасам и седьмым – по очкам, набранным в большинстве (40).
Теперь Страка возвращается здоровым после ужасного для себя и Пингвинов сезона, в котором он смог сыграть лишь 11 полных игр, перед тем, как сломал ногу. Ожидалось, что он пропустит 4-6 месяцев. Он вернулся в состав Пингвинов в конце февраля, но был вынужден снова покинуть лед. На этот раз сделать это его заставила клюшка собственного партнера вратаря Пингвинов Йохана Хедберга (Johan Hedberg). Страка получил перелом лицевой кости в результате столкновения с клюшкой Хедберга. Поразительное невезение игрока продолжилось в начале марта, когда он вновь попытался вернуться в игру, но в первом же матче после травмы вновь сломал травмированную в начале сезона ногу. Этим Страка завершил для себя прошлый сезон. Летом судьба продолжила испытывать стойкость духа Мартина Страки. Занимаясь в тренажерном зале в родной Чехии, он получил травму позвоночника, которая вообще могла оставить его без хоккея. Именно поэтому Страка не смог начать нынешний сезон вместе с Пингвинами.
Но теперь, кажется, все невзгоды позади. «Он много работал, что бы вернуться в состав, - говорит капитан Пингвинов Марио Лемье (Mario Lemieux). – Я уверен, что он уже устал от постоянных тренировок и реабилитаций – это самая худшая часть в получении травм. Ему приходилось много работать, что бы вернуться. Кажется, у него это получилось. Он отлично катается, и мы с уверенностью смотрим на его возвращение».
Интересно, что, несмотря на далеко не приятные воспоминания от встреч с Флоридой, Страка именно в матче против Пантер решил вернуться на лед после годичного отсутствия. По его словам, сделано это было потому, что Пингвины играют на выезде. «Я предпочел бы начать в гостях, чем дома, - сказал Страка вчера. – Когда играешь на своем льду, это всегда напряжение и ответственность. Дома нас поддерживают наши болельщики, и команда должна играть в более атакующий хоккей, что требует больше усилий. Когда мы играем на выезде, игрокам не нужно быть столь упорными в атаке – нужно лишь сосредоточиться на обороне. Думаю, будет несколько легче для меня играть больше в обороне, сконцентрироваться на игре в защите, а в атаке полагаться на случай. Я знаю, что, вероятно, я допущу несколько ошибок, надеюсь лишь, что их будет не слишком много. Я надеюсь, что Янне и Дейгл (Ян Гhдина (Jan Hrdina) и Александр Дейгл (Alexandre Daigle) – партнеры Страки по второй тройке) немного помогут мне. Я лишь намерен играть попроще и понадежнее».
С возвращением, Мартин Страка!