Если послушать главного тренера «Пингвинов» Эдди Ольчика (Eddie Olczyk), то можно узнать, что главным предметом его беспокойства перед началом первого в его карьере сезона в качестве наставника команды НХЛ было вовсе не отсутствие какого-либо опыта профессиональной работы тренером. И не состав «Питтсбурга», наполненный малоизвестными хоккеистами, большей частью представляющих собой либо заканчивающих играть ветеранов или вчерашних фарм-клубовцев (большинство из которых, по мнению общественности, не попали бы ни в один клуб Лиги, кроме черно-золотых).
И Ольчика больше всего волновало вовсе не финансовое состояние команды, из-за которого вполне реален был и вскоре состоялся уход Мартина Страки (Martin Straka). Тренер вполне предполагал, что и главная звезда команды Марио Лемье (Mario Lemieux) может не суметь провести полностью весь регулярный чемпионат, и впоследствии оказалось, что капитан практически не играл, выйдя на лед только в девяти матчах.
Больше всего в начале тренерской карьеры Ольчика беспокоило то, как примут его первые в его жизни подопечные и как они отнесутся к тем требованиям, которые он собирался предложить им.
«Для меня, вероятно, главным был то, как игроки воспримут меня, - вспоминает Ольчик. – Я уверен, что хоккеистам необходимы три вещи. Они хотят постоянства и последовательности от тренера, четкой игровой структуры и дисциплины. Я знал, что если с самого начала сезона дам им такие условия, особенно с учетом большого количества молодых игроков, я смогу заработать их уважение. Кажется, я мне это довольно быстро удалось, впрочем, вам стоит спросить об этом команду».
И это не единственное, чего удалось добиться наставнику. Благодаря тому, что игроки поверили в нового тренера, ему было легче демонстрировать им свои игровые и обучающие требования. Даже постоянные поражения не уменьшили энтузиазма хоккеистов в стремлении научиться хоккею «по Ольчику».
«Думаю, это было здорово, - соглашается форвард Том Костопулос (Tom Kostopoulos). – Он очень интенсивно взялся за нас, но, в то же время, он был очень терпелив, обучая игроков. Если он видел ошибки во время тренировок, он останавливал занятия и разъяснял свои требования. Многие тренеры просто пропускают такие моменты, не обращая на них внимания. А игроки затем ошибаются и в игре. Но Ольчик постоянно обращал наше внимание оплошности, советовал, как исправлять их. Было очень приятно работать с ним».
Костопулос стал одним из тех, кто не только на словах воспринял и понял нового тренера. Прошедший сезон он завершил девятым бомбардиром команды, набрав в 60 матчах 22 (9+13) очка. Он, наконец, сумел в этом году завоевать место в основном составе, тогда как в предыдущие два сезона он практически потерял на это надежды, проводя большую часть времени в фарм-клубе.
Более ярким примером способностей тренера обучать и верить в хоккеистов стали, прежде всего, Константин Кольцов и Райан Мэлон (Ryan Malone). Белорусский нападающий стал одним из немногих хоккеистов команды, проведший все 82 матча в своем первом сезоне в НХЛ. Он стал 12-м в списке самых результативных новичков Лиги с 29 (9+20) баллами. Мэлон и вовсе забил больше всех голов в «Питтсбурге», а также стал четвертым бомбардиром среди дебютантов НХЛ с 43 очками. Именно терпение тренера отмечает Мэлон, когда вспоминает о том, что именно помогло ему проявить себя таким образом.
«Он всегда давал нам, молодым игрокам, всякие маленькие подсказки, - утверждает Мэлон. – Например, мне он говорил, как забивать, как обыгрывать защитников и вратарей. Это очень долгий путь. В нынешнем сезоне тренерский штаб хорошо поработал с нами. Они помогали нам и учили нас. Думаю, мы не можем требовать большего от них».
Между тем, Мэлон стал лишь игроком, который быстро воспринял концепцию тренера и его требования. Кроме того, позиция нападающего команды не требовала от него максимальной концентрации в отношении игры на своей половине площадки.
«Отношения с некоторыми игроками развивались не слишком гладко, - продолжает Ольчик. – Думаю, мне повезло, что в самом начале сезона я смог понять, что именно нужно определенным игрокам. Иногда хоккеист был не слишком открыт со мной, как мне этого хотелось, либо он был замкнут с другими игроками. С такими пришлось поработать».
Подобным примером поначалу был еще один новичок. Известный своим веселым нравом молодой защитник Брукс Орпик (Brooks Orpik) поначалу с трудом воспринимал возложенную на него ответственность одного из основных игроков обороны команды. Именно с ним Ольчику пришлось быть более строгим, чем с другими. Однако в итоге навязанная дисциплина дала отличные результаты.
«Думаю, тренеры были более чем терпеливы со мной, - соглашается Орпик. - В то же время, они предъявляли ко мне высокие требования с самого начала года. Тогда я не думал, что это было правильно по отношению ко мне. Но сейчас я уверен в их правоте».
Хоккеистов не могло не оставить равнодушным и поведение наставника по время матчей. Слух не одного арбитра в Лиге пострадал от его возмущенных криков, а зачастую Ольчик пытался руководить своими подопечными, когда они находились на противоположной стороне льда.
«Я очень эмоциональный человек, - подтверждает Ольчик. – И все игроки знают это. Независимо от того, провели ли они в нашей команде весь сезон, либо появились в составе на короткий срок».
«Он никому не дает расслабиться, - продолжает Орпик. – Иногда даже страшно становится, насколько он эмоционален. Но такой у него характер. Он очень переживает за свою команду и своих игроков. Думаю, его настрой всегда передавался хоккеистам».
Хорошее настроение и вера была необходима команде, когда зимой она проиграла 18 матчей подряд. Но, на удивление, в составе «Пингвинов» не наблюдалось естественных в таких случаях упаднических настроений. Хоккеисты продолжали пытаться побеждать, объясняя поражения ненадлежащим выполнением тренерских заданий и обещаниями исправляться в как можно более короткое время.
«Ольчик все время говорил нам о том, что мы учимся день за днем, - вспоминает Орпик. – Думаю, все игроки в итоге проделали отличную работу, оставаясь мотивированными и сконцентрированными до конца сезона. Не было дня, чтобы мы не думали о своих целях».
В итоге тренер и его команда были вознаграждены лучшим для «Пингвинов» финишем за последние 20 лет, выиграв 12 раз в последних 20 встречах сезона и потеряв только два очка в восьми завершающих матчах. Именно этот рывок показал, какого прогресса достигли Ольчик и его подопечные за этот регулярный чемпионат.
«Думаю, как команда мы очень многому научились, - считает Мэлон. – Тренеры и Эдзо узнали наши возможности, а мы ответили им реализацией своих способностей. Я уверен, что каждый хоккеист прибавил в мастерстве за этот год».
Нельзя не отметить гибкость, с которой Ольчик относился не только к своим хоккеистам, но и к собственным игровым концепциям. В начале сезона он и его ассистент Лорн Моллекен (Lorne Molleken) работали над игрой команды в равных составах (Моллекен также отвечал за игру вратарей), другой ассистент Джо Маллен (Joe Mullen) работал с бригадами большинства, а Рэнди Хиллер (Randy Hillier) – над игрой в меньшинстве.
В декабре, когда обнаружилось, что «Пингвины» находятся на последнем месте в Лиге по эффективности реализации численного преимущества, Ольчик не только не отстранил Маллена от работы, а вместе с помощником занялся этой проблемой. К концу сезона процент использования большинства «Питтсбурга» вырос с тридцатого в НХЛ показателя в 10,9% до седьмого – в 18,1%.
В начале марта в матче против «Нэшвилла» черно-золотые пропустили в меньшинстве четыре гола при 10 удалениях. Теперь Ольчик бросил все резервы на исправление этого пробела. В помощь Хиллеру был направлен Моллекен. Ассистенты серьезно подошли к делу, организовав более четкую оборону в, а акцент был сделан на повышенном внимании к зоне перед воротами и самоотдаче. «Пингвины», все же, остались на последнем месте в Лиге по «убиванию» штрафного времени (77,2%), но из последних 59 собственных удалений они справились с 51, что составляет 86,4% эффективности.
Таким образом, Ольчик учил не только игроков, но и своих опытных ассистентов и самого себя, не забывая, впрочем, о том, что с ним работают живые люди. Перед началом сезона генеральный менеджер «Питтсбурга» Крэйг Патрик (Craig Patrick), представляя нового главного тренера, сравнил его с легендарным Бобом «Баджером» Джонсоном (Bob «Badger» Johnson). Поначалу такое сравнение казалось неуместным, но теперь никто не думает, что Ольчик не заслуживает его.
«После каждого поражения он вел себя так, как будто мы только что выиграли, - вспоминает менеджер команды по экипировке Стив Латин (Steve Latin), переживший 10 тренеров «Пингвинов», в том числе, и с Джонсоном. – Он бесконечно верит в своих игроков и своих помощников. Они для него одна семья. Именно таким был Боб Джонсон».
Сезон показал, что Эдди Ольчик не останавливается на достигнутом. Возможно, ему льстит то, что его сравнивают с легендой «Пингвинов». Но, наверняка он будет удовлетворен только тогда, когда встанет рядом с Джонсоном по еще одному показателю. В 1992 году Баджер привел «Питтсбург» к первому в его истории Кубку Стэнли.