Марк Рекки (Mark Recchi) всегда говорит о себе, что он не слишком велик, чтобы делать большие дела. В 1988 году среди скаутов и специалистов было достаточно тех, кто мог повторить эти слова. Иначе как объяснить то, что игрок с такими руками, броском и резкостью оказался востребован только в четвертом раунде драфта того года (общий 67-й номер)? Более того, в год драфта ему было 20 лет, так как он не был востребован ни одной командой НХЛ двумя годами ранее. Во многом это случилось из-за его небольших габаритов, однако «Пингвинов» привлекли его умение обращаться с шайбой и видение площадки.
Теперь Рекки является одним из лучших игроков в истории НХЛ, выбранном в четвертом раунде. Его бывший партнер и экс-форвард «Пингвиов» Бэрри Педерсон (Barry Pederson) называл Рекки «мини-Мессье» во многом из-за его способности на скорости бросить с кистей по воротам в дальний угол. Именно этим всегда славился Марк Мессье (Marc Messier).
Когда Рекки впервые попал в «Питтсбург» в 1988 году, главный тренер команды Жене Убриако (Gene Ubriaco) думал, что этот новичок еще не готов играть в НХЛ. Нападающий был отправлен в фарм-клуб, где и провел тот сезон. На следующий год он снова большую часть времени проводил в младшей лиге, а в НХЛ появился всего в 15 матчах. За это время он успел забить один гол и сделать голевой пас. Однако в 63 играх в Интернациональной хоккейной лиге (International Hockey League) на его счету оказалось 50 шайб и 49 передач.
Все сомнения скептиков Рекки развеял в следующем сезоне, который стал для него первым полным. Проведенным за «Пингвинов». Форвард записал на свой счет 67 (30+37) баллов. Впрочем, несмотря на участие в победе «Питтсбурга» в 1991 году, а также 70 (33+37) очках в 8 матчах в сезоне 1991-92, «Пингвины» обменяли Рекки в «Филадельфию» в феврале 1992 года. За него и Пола Коффи (Paul Coffey) черно-золотые получили Рика Токкета (Rick Tocchet), Челля Самуэльссона (Kjell Samuellson) и Кена Реггета (Ken Wregget) и отправились за своим вторым Кубком Стэнли.
Тогда мало кто мог обвинить генерального менеджера команды Крэйга Патрика (Craig Patrick) в этом ходе. «Пингвины» были переполнены классными правыми форвардами такими, как Джо Маллен (Joe Mullen), Яромр Ягр (Jaromir Jagr) и сам Рекки. Руководство считало, что составу необходимы большие габариты и большая строгость в обороне. В итоге Патрик оказался прав.
Впрочем, Рекки не слишком унывал по поводу этого обмена и продолжил завоевывать репутацию одного из самых полноценных нападающих в НХЛ. В сезоне 1994-95 он присоединился к «Монреалю», всегда являющемся одной из самых приверженных к схемам команд Лиги. Кстати сказать, теперь уже «Канадцам» пришлось раскошелиться, чтобы заполучить этого игрока. За Рекки и право выбора в третьем раунде драфта «Летчикам» достались Джон Леклер (John LeClair), Эрик Дежарден (Eric Desjardins) и Жильбер Дионн (Gilbert Dionne). Внутри тактических построений «Монреаля» Рекки обрел качества отличного многостороннего игрока, который радует глаз любого тренера.
Фактически, после этого его можно было назвать «игроком для тренера». Спросите об этом нынешнего наставника «Филадельфии» Кена Хичкока (Ken Hitchcock), который широко известен своей страстью к различным стратегическим системам. Именно Рекки стал главным проводником идей Хичкока у «Летчиков» два года назад. Ему не пришлось слишком привыкать к тренеру, потому что в 80-х годах они уже работали вместе в команде Западной хоккейной лиги (Western Hockey League) «Камлупс» (Kamloops).
В «Филадельфии» Рекки играл, как правого крайнего, так и центрфорварда. Он получил отличную практику игры на вбрасываниях, став отличным центральным нападающим в этом отношении. Он способен играть на синей линии в большинстве, «убивать» штрафное время, и ему отлично известно, как играть тактические схемы.
Последнее качество как никогда подходит сегодня «Пингвинам», которые сделали Рекки одним из главных приобретений нынешнего межсезонья, положив ветерану контракт на $3 млн. ежегодно. Кроме того, он хорошо знает, как играть с Марио Лемье (Mario Lemieux), который был его партнером в сезоне 1991-92. Рекки может стать примером для молодых игроков не только в этом отношении. Его страсть к игре и желание сохранить себя для хоккея достойно подражанию. Об этом хоккеистам «Питтсбурга» может рассказать личный тренер Лемье Джей Кофилд (Jay Caufield), с которым уже несколько лет подряд Лемье и Рекки готовятся к сезону НХЛ. Об отношении ветерана к работе говорит и то, что за последние 12 сезонов он пропустил всего 21 матч.
«Единственной причиной того, что я играю так долго, это мое постоянство и отношение к работе, - подтверждает Рекки. – Я выхожу на лед в каждом матче, чтобы полностью отдать себя. Теперь, думаю, я могу поделиться опытом с этими молодыми ребятами».
«Пингвины» начали попытки заполучить форварда с 1 июля, когда открылся рынок свободных агентов. Патрик отправил ему свои предложения, однако Рекки не спешил отвечать. Это стоило генеральному менеджеру «Питтсбурга» пары бессонных ночей в ожидании ответа игрока, чье приобретение Патрик сделал приоритетным в нынешнем межсезонье. В итоге Рекки все же позвонил человеку, который, вероятно, лишил его второго Кубка Стэнли в карьере и уведомил, что предпочитает вернуться в команду, выбравшую его когда-то на драфте.
«Я выбрал то место, где будет комфортно моей семье, - прокомментировал свое решение Рекки. – Я хочу поблагодарить «Пингвинов» за возможность вернуться обратно. Теперь я хотел бы закончить свою карьеру в «Питтсбурге».
За 16 сезонов в НХЛ форвард набрал 1201 (456+745) очков, а его 570-матчевая серия, в ходе которой он не пропустил ни одной игры, является восьмой в истории Лиги. В составе черно-золотых он сыграл 225 встреч, забросив 104 гола и сделав 148 голевых передач. В прошедшем сезоне он, несмотря на возраст и приличный состав «Флайерз» стал лучшим бомбардиром и снайпером команды с 26 голами и 49 передачами, выйдя на лед во всех 82 матчах регулярного чемпионата.
«Здорово, что мы получили парня с такой родословной, - доволен Патрик. – То, что он умеет делать на льду, он делает на протяжении долгих лет. Кроме того, он очень важен для команды и вне льда. Думаю, можно сказать, что он никогда не уходил от нас. Его сердце всегда было с нами».