С точки зрения характера и профессиональных навыков новый генеральный менеджер «Питтсбурга» Рэйен (Рэй) Шеро (Rejean (Ray) Shero) не совсем похож на своего отца Фреда (Fred Shero), который в 1974 и 1975 годах, будучи главным тренером «Филадельфии», выигрывал Кубки Стэнли. Фред Шеро был интровертом и в некоторой степени загадочным человеком. Его прозвище звучало как «Туман» (The Fog). Рэй Шеро немного другой. Некоторые иронично называют его «Легкий туман» (The Mist), и это сравнение с отцом довольно точно отражает разницу между ними.
Эту разницу хорошо могли почувствовать те, кто в прошлый четверг присутствовал на домашнем стадионе «Питтсбурга» «Меллон Арене», где «Пингвины» представляли Рэя Шеро в качестве своего нового генерального менеджера. Впрочем, точнее будет сказать, что Шеро сам представлял себя. Его первая пресс-конференция в новом качестве завершилась, если можно так сказать, в третьем овертайме. В ходе собственных рассуждений он не раз заставлял журналистов задуматься о смысле его слов.
«Да, он такой, - поясняет поведения Рэя Шеро его супруга Карен (Karen). – Он экстраверт, любит говорить с людьми. Он всегда расскажет, как все происходит и как идут дела».
Впрочем, эта разница проявляется не только между младшим Шеро и его отцом, но и также между новым и предыдущим генеральными менеджерами «Пингвинов». Уже в свой первый день в новой роли Рэй Шеро наговорил гораздо больше, чем отправленный в отставку Крэйг Патрик (Craig Patrick) мог сказать и за пару месяцев. Между Шеро и Патриком существуют и другие отличия. И если упомянутая уже говорливость Шеро кое-кем может быть и не отнесена в качестве преимущества, то хоккейная страсть нового руководителя «Питтсбурга», определенно, дает знать о себе практически с самого начала общения с ним.
«Я помню, как однажды еще до того, как я работал ассистентом главного тренера «Питтсбурга» в том году, когда они выиграли Кубок Стэнли, мы разговаривали с Рэем и его отцом на какой-то вечеринке, - говорит Пьер Макгуайр (Pierre McGuire), который сейчас работает хоккейным обозревателем на канадском телевидении. – Мы говорили только о том, какую страсть и решимость нужно иметь, чтобы выиграть Кубок Стэнли».
Теперь Рэй Шеро готов к тому, чтобы принести свое хоккейное желание «Пингвинам». Он уже сумел доказать своей работой, что способен, по меньшей мере, помогать командам превращаться в действительно реальную силу. Он играл значительную роль в становлении практически с нуля «Нэшвилла» и «Оттавы». Он знает, как строить победные традиции, которые будут продолжаться на протяжении длительного периода времени. И его девизом вполне могут являться известные слова его отца: «Успех не является результатом случайных действий. Необходимо сгореть, чтобы достигнуть его».
Стоит отметить, что даже само рождение Рэя Шеро должно было способствовать его хоккейной и вообще спортивной самоотдаче. Он появился на свет в 1962 году на территории самого хоккейного штата США, Миннесоте, в городе, где в настоящее время базируется команда НХЛ «Миннесота Уайлд», Сент-Поле. Его отец являлся бывшим чемпионом Западной Канады по боксу, бывшим защитником НХЛ, уважаемым хоккейным тренером и сыном иммигрантом, которые в свое время покинули советскую Россию с целью избежать преследования властей по религиозным причинам.
В тот год Фред Шеро тренировал команду младшей лиги, которая располагалась в Сент-Поле. После этого он вместе со своей женой и двумя детьми переезжал сначала в один из городков штата Омаха, а затем в Баффало, следуя на места своей новой работы тренером местных хоккейных команд младших лиг. В 1971 году Шеро-старший оказался в «Филадельфии». Первое, что он сделал с «Летчиками»,э то принес им несколько своих оригинальных идей, которые в настоящее время имеют в хоккее повсеместное распространение. Например, он впервые ввел тренировки в день матча, а также заставлял своих хоккеистов играть теннисными мячами с целью улучшить их навыки по обращению с клюшкой. Вскоре под руководством Шеро «Флайерз» превратились в легендарных «Плохих парней с большой дороги» (Broad Street Bullies) ,а в 1974 и 1975 годах выиграл с ними два Кубка Стэнли.
Впрочем, что интересно, успехи и хоккейная страсть не заставили Фреда Шеро требовать от своего сына того же отчаяния, более того, он даже не пытался надавить на Рэя с целью направить его хоккейную карьеру.
«Рэй совершенно не испытывал никакого давления, - говорит бывший президент и генеральный менеджер «Оттавы» Рэнди Секстон (Randy Sexton), который вместе с Рэем Шеро играл за коллежскую команду. – Отец постарался дать ему хорошее образование. Несмотря на то, что он не препятствовал его игре в хоккей, он не пытался сделать из него суперзвезду. Иногда Фред приезжал на наши матчи, но о хоккее с ним можно было поговорить только в том случае, если самому попросить его об этом. Что касается характера, то Рэй больше похож на свою мать – он общительный, коммуникабельный и страстный. Впрочем, стоит отметить, что на его хоккейном воспитании все же сказалось то, что он часто находился близко рядом с такими игроками, как Бобби Кларк (Bobby Clarke), Рик Маклейш (Rick MacLeish) и Берни Пэрент (Bernie Parent)».
«Это, определенно, оказало влияние на мою карьеру, - добавляет Шеро. – Отец никогда не давил на меня, но своей работой и отношением он вызывал у меня большой интерес к хоккею. Если я хотел прийти на тренировку «Филадельфии», он всегда с удовольствием привозил меня на каток. Я рос в действительно хоккейной атмосфере».
Это сделало молодого Рэя Шеро одним из самых результативных левых крайних университетского хоккея, а также дало ему хорошие надежды на то, чтобы однажды оказаться в НХЛ. Интересно, что Шеро также подавал отличные надежды и в бейсболе. В школе он был одним из лидеров своей команды, а одним из его партнеров была будущая звезда «Лос-Анджелес Доджерс» (Los Angeles Dodgers) Орел Хершизер (Orel Hershiser). А в футболе Шеро болел за питтсбургских «Стилерз» (Steelers).
Впрочем, вышеуказанные обстоятельства, конечно же, были направлены на то, чтобы Рэй Шеро стал профессиональным хоккеистом. В коллежской команде он в течение двух сезонов 1983-85 был капитаном, а в 125 матчах за это время на его счету оказалось 58 голов и 77 передач. Кто знает, какие бы сейчас регалии имел бы Рэй Шеро, если бы в начале университетской хоккейной карьеры не получил серьезную травму колена. Рэй, пропустив сезон 1982-83, продолжил играть в хоккей, достигнув уже упомянутых успехов, однако, по словам Секстона, он так и не смог выйти на тот уровень, который обещал его потенциал. «Лос-Анджелес» выбрал его на драфте 1982 года в 11-м раунде под общим 216-м номером, однако здоровье не позволило Шеро стать профессионалом.
Предусмотрительность Фреда Шеро позволила его сыну не опустить рук после того, как тот расстался с мечтами о большом хоккее. Закончив университет сразу по двум специальностям – в экономики и социологии, - Рэй Шеро принял решение войти в хоккейный мир в качестве агента. Рик Дадли (Rick Dudley), который впоследствии боролся с Шеро за место генерального менеджера «Питтсбурга», познакомил его с известным агентом Стивом Барлеттом (Steve Bartlett). На этом поприще Шеро проработал шесть лет. Многие из тех, кто работал с ним, считали, что у Шеро больше будущее.
«Я знал, что у него большой потенциал в этой игре, - говорит Бартлетт. – У него действительно хорошее чутье на оценку таланта игрока, кроме того, он обладает отличной деловой хваткой. Его также можно назвать человеком слова, который всегда выполняет обещанное и доводит начатое до конца. И, вообще, он отличный парень».
В начале 90-х – вскоре после того, как Фред Шеро умер от рака – Рэй Шеро решил, что он хочет занять чем-нибудь еще. По его мнению, мимо него проходила значительная часть игры. Он хотел участвовать не только в развитии игроков, но и в создании команд. Именно поэтому он был счастлив услышать звонок Секстона в 1993 году. Последний в то время занял должность генерального менеджера «Сенаторов», которые только что были включены в НХЛ в качестве новой команды. Секстон знал, что имеет возможность пригласить на место своего помощника человека, который готов работать по 25 часов в сутки.
«Он просто трудоголик в хорошем смысле этого слова, - говорит Макгуайр, который тогда работал в «Оттаве». – Он тот, кто решает проблемы».
Вскоре Шеро уже практически руководил операциями зависимых команд «Сенаторов», а также принимал участие в процедурах драфта со стороны своей команды. Здесь Шеро познал свои первые значительные успехи и неудачи. Именно при нем «Оттава» под общим первым номером выбрала на драфте 1993 года Александра Дэйгла (Alexandre Daigle). Однако уже на следующий год «Сенаторы» од общим 133-м номером выбрали Даниэля Альфредссона (Daniel Alfredsson). В 1996 году Шеро смог записать на свой счет еще один исторический момент в истории «Оттавы». С целью усиления игры в большинстве «Сенаторы» отправили его просматривать защитника «Сент-Луиса» Стива Дюше (Steve Duchesne). Тот понравился Рэю. Через год на счету Дюше оказалась шайба, которая оформила первый в истории команды выход в плей-офф. С тех пор «Сенаторы» не пропускают это событие.
«Моей философией является приглашение таких людей, которые впоследствии смогут заменит меня, - говорит Секстон. – Я знал, что Рэй обладает этим качеством. Просматривая Дюше, он вернулся с хорошим отчетом. Мы совершили эту сделку, и наша игра в большинстве значительно улучшилась. А потом Стив Дюше забил гол, который вывел нас в плей-офф».
Еще одним достижением Шеро можно назвать его работу с фарм-клубом. Для зависимой команды «Сенаторов» он нашел таких игроков, как защитник Лэнс Питлик (Lance Pitlick), а также форварды Брюс Гарднер (Lance Pitlick) и Павол Демитра (Pavol Demitra). С ними команда дошла до полуфинала плей-офф.
В середине 90-х «Оттава», впрочем, оставалась на дне общей турнирной таблицы НХЛ, что стоило работы Секстону. А Шеро вскоре после этого получил новый вызов в виде работы в еще одной родившейся команды, «Нэшвилле». Генеральный менеджер «Хищников» Дэвид Пойл (David Poile) решил сделать Шеро своей правой рукой. Причиной этому, вероятно, стала не только хорошая работа Шеро в «Оттаве», но и то, что Пойл хорошо знал Фреда Шеро. Будучи генеральным менеджером «Вашингтона», Пойл однажды привлек к работе уже закончившего тренировать Фреда Шеро в качестве скаута на время плей-офф.
«У меня до сих пор остались его записи, - говорит Пойл. – Я собираюсь отдать их Рэю».
В «Нэшвилле» у Рэя Шеро было множество обязанностей, одной из которых было фактически полностью самостоятельное управление фарм-клубом «Хищников» «Милуоки Адмиралз». В 2004 году «Адмиралы» выиграли главный приз АХЛ Кубок Калдера, обыграв, кстати, в финале младших «Пингвинов». Сегодня «Милуоки» по прежнему является одной из ведущих команд лиги и в настоящее время ожидает своего соперника по очередному финалу после победы в предыдущем раунде с общим счетом 4-0.
Как и «Сенаторы», «Хищники» строились с большим терпением и в условиях ограниченного бюджета. Большую часть игрового актива клуба составляют хоккеисты, выбранные командой на драфте. Девизом клуба стала стабильность. В первые пять сезонов «Нэшвилл» не попадал в плей-офф, однако продолжал работать под руководством Пойла и главного тренера Бэрри Тротца (Barry Trotz). Теперь команда уже два года подряд участвует в плей-офф, и мало что говорит о том, что ей не удастся делать этого в дальнейшем. Значительная заслуга в этом принадлежит Шеро.
«Рэй был большой частью того, что происходило в нашей команде, - подтверждает Пойл, которого Шеро называет своим другом и учителем. – «Пингвины» будут довольны его работой».
Стоит отметить, что «Питтсбург» был не единственным клубом Лиги, кто проявлял интерес к услугам Шеро. Не менее серьезно он рассматривался в качестве кандидата на должность генерального менеджера «Бостона». Впрочем, «Пингвинам» удалось соблазнить его не только молодой командой, но и пятилетним контрактом, в соответствии с которым Шеро, по некоторой информации, получит 4 миллиона долларов, а также возможностью самостоятельно проводить в жизнь свои «строительные» идеи, накопившиеся у него за 14 лет работы помощником.
«Определенно, меня нельзя назвать представителем старой школы, - говорит Шеро. – Но я не хочу сказать, что я являюсь хоккейным гуру. Для меня будет важным иметь вокруг себя хороших профессионалов, которым я смогу доверять, и с которыми я буду принимать решения».
Вне арены Шеро является примерным отцом своего семейства. У него два сына – 10-летний Кристофер (Christopher) и 8-летний Кайл (Kyle). По словам его супруги, именно дети являются его главным хобби. Он проводит с ними много времени, занимаясь с ними спортом и иными делами.
Напоследок можно отметить, что Шеро стал девятым генеральным менеджером в истории «Питтсбурга». Кроме того, символичным можно признать тот факт, что его назначение состоялось в 15-ю годовщину первой победы «Пингвинов» в Кубке Стэнли.