Внимание! Актуальная версия сайта находится здесь!

Penguins Support Crew Russia
главная > Обзоры > Итоги сезона 2001/2002
 

Итоги сезона 2001/2002

23.04.2002

Закончился сезон, в котором Пингвины впервые за 12 лет не попали в плей-офф. Можно ли было предположить такой результат выступления команды перед началом сезона? Размышления. Часть I.

Перед началом сезона было очевидно, что уход Яромира Ягра не мог не сказаться на атакующем потенциале Пингвинов. Однако фаны небезосновательно надеялись на повторение блестящей игры лучшей второй тройки прошедшего сезона КЛС – Ковалев-Страка-Ланг, членов которой удалось сохранить в команде, пожертвовав Ягром. И этот ход выглядел вполне обоснованным и правильным. Более того, по моему мнению, Крейг Патрик пару лет назад, оценивая ситуацию с контрактом лучшего игрока мира и перспектив игры команды, сознательно пошел на риск, не обменяв выгодно Ягра за год до того, как у Пингвинов закончились на него деньги. Риск заключался в том, что в обмен на невыгодный трейд Ягра, Пингвины получали перспективу выхода в финал Кубка Стэнли как минимум! При том, что уже тогда, год назад, ходили слухи о возвращении Лемье, такое решение представляется мне вполне возможным. При том составе, Пингвины вполне могли осуществить задуманное.

В принципе, оглядываясь назад, можно сказать, что план Патрика, если он и существовал, в большей своей части был выполнен – Пингвины вышли в финал конференции, остановившись в шаге от финала Кубка. По иронии судьбы, большую роль в том, что Пингвинам не удалось сделать этот шаг, сыграл именно Ягр, который, хотя и воспрял после возвращения Марио Лемье, в плей-офф неожиданно перестал показывать свою выдающуюся игру, направив свои силы на разборки с тренерами, партнерами, а также, по слухам, серьезной игре на американском рынке ценных бумаг, где, опять же по слухам, Ягр сильно провалился в финансовом плане. Также, всем памятны склоки мегазвезды с тогдашним главным тренером Питтсбурга, соотечественником Ягра Иваном Глинкой. Честно говоря, для меня это стало большой неожиданностью, вспоминая о том, как этот тандем реализовал себя на Олимпиаде-1998 в японском Нагано. Не претендуя на истину, не могу сказать, что тогда у Ягра и Глинки были натянутые отношения. Что именно пробежало между ними в Питтсбурге, мне также сложно предположить. В результате, иногда, даже во время игры, Ягр просто отказывался выполнять распоряжение Глинки о выходе на лед, например, в конкретной связке с партнерами.

Вполне вероятно, что Глинка не был прямой причиной конфликта, так как Ягр еще до этого иногда выражал недовольство по поводу своего «застоя» в команде, проскакивали его высказывания о желании сменить обстановку через 10 лет игры в одном клубе. А когда в игру вернулся Марио Лемье, такие высказывания Ягра стали появляться в прессе очень часто. Впрочем, даже такой Ягр выглядел на голову выше многих партнеров, и только его капризы оставили в сердце болельщиков Пингвинов неприятный осадок.

С другой стороны, Патрик в своей стратегии с «задержанным» трейдом Ягра, опять же, повторю, если она имела место, оказался также и в проигрыше. Команда не вышла в финал Кубка Стэнли, показав провальную игру в полуфинале против Нью-Джерси, а Ягра, ушедшего со скандалом, летом отдали за «три мешка шайб», из которых только один – Крис Бич – в этом сезоне появлялся в основном составе, да и то, лишь из-за того, что невероятная череда травм лидеров команды заставила тренеров бросать в бой молодых Пингвинов, дергая их из фарма в запас, из запаса в основной состав и обратно. Неудивительно, что Бич стал худшим в команде по показателю полезности.

О других же двух юниорах за весь сезон вспомнили лишь пару раз, когда Михал Сивек отправился на родину из-за того, что его мать заболела раком, а о Россе Лупасчаке вспомнили лишь в конце сезона, когда обнаружилось, что его статистические показатели заставили недоброжелателей Пингвинов радостно ухмыляться. Конечно, обидно, что «подставил» именно Ягр, на которого в большой степени и делалась ставка. Представляете, какой была бы атмосфера его ухода из команды после того, как он помог бы ей добиться, да хотя бы выхода в финал и достойно игры против лучшей команды Запада? Но, что случилось, то случилось, и в результате этих событий Пингвины начали сезон 2001/2002 в неплохом настроении, с видимыми перспективами.

Естественно, радовало, что Ковалев, Страка и Ланг продолжат разрывать соперников, номинально играя во втором звене. В тройке, где играл Лемье, автоматически получавшей наименование первой, отлично играл в предсезонных играх Алексей Морозов, который вообще, помимо постоянного поражения ворот Дьявола Мартина Бродо, отличался тем, что хорошо выступал в выставочных играх. Ян Грдина также показал хорошее взаимодействие с Лемье, заполнив собой вакантное место в центре первой тройки. Впрочем, тут надо заметить, что многие игроки, становясь в одно звено с Марио, преобразовывались. Стефан Рише, приобретенный по рекомендации Марио Лемье, Уэйн Примо и Кевин Стивенс были призваны добавить в игру команды опыта и сбалансированности. А молодые защитники Мелихар, Ференс, Розиваль, закалившиеся в боях прошлогоднего плей-офф, а также перспективный Майк Уилсон, под присмотром Дарюса Каспарайтиса, и будущей перспективы возможной помощи травмированного тогда опытнейшего Янне Лаукканена, должны был, как минимум, не пропустить больше, чем забьют Лемье и Ко.

Естественно, большие надежды возлагались также и на новичка Пингвинов блестяще проявившего себя в матчах плей-офф шведского голкипера Йохана Хэдберга по кличке Лось, успевшего стать любимцем болельщиков. Да и тренер команды Иван Глинка мог вздохнуть спокойно после ухода нервировавшего его Яромира Ягра. Согласитесь, что Пингвины и их фаны имели право надеяться на не намного худшее выступление команды, чем в прошлом сезоне.

Первая игра стала хорошим испытанием для обновленной команды. Пингвины встретились с действующим обладателем Кубка Стэнли Колорадо. Мне удалось посмотреть эту игру в прямом эфире, и могу заметить, что Питтсбург достойно выглядел на фоне грозного соперника, перебросав того со счетом 33-20, однако хорошая игра Патрика Руа, и невезение Пингвинов при завершении атак (две штанги) сыграли свое дело, и – поражение 1:3 на старте сезона. Лично мне трудно сказать, что стало причиной следующих трех поражений, в результате которых был уволен Иван Глинка. Возможно, эйфория от прошлогоднего выступления, ставка на силу двух сбалансированных троек с акцентом на атаку сыграли свое дело. В современной НХЛ трудно побеждать, постоянно атакуя. В трех из четырех этих проигранных матчах Пингвины ощутимо переигрывали соперника в атаке, нанося гораздо большее количество бросков, чем соперник. Однако такая авантюрно-романтическая игра не приносила успеха.

Осторожные соперники выжидали, когда ураган пингвиньих атак спадет, а затем контратакующими уколами поражали не ожидавших такого поворота событий Пингвинов. Более того, уже в начале сезона Пингвины обнаружили одну из своих слабостей, ставшей, по моему мнению, одной из самых главных причин результата этого сезона – полная неспособность игры в большинстве в отсутствии Марио Лемье. Лемье травмировался уже в первой игре сезона против Колорадо, и без него Пингвины показывали беззубость, когда у соперника было на одного игрока меньше. В трех следующих после первого матча сезона играх, Пингвины не смогли использовать 14 (!) шансов реализовать лишнего игрока. Вместе с этим Иван Глинка продолжил участвовать в скандалах со своим участием, по мнению руководства Питтсбурга, не выполняя условия своего контракта, косвенно обязывающие его учить английский язык.

Лично я считаю Глинку одной из ошибок Патрика, так как, по моему мнению, заслуг Глинки в том, что Пингвины дошли до финала конференции в прошлом сезоне, очень мало. На мой взгляд, тогда все стало возможным только благодаря блестящему Супер Марио, Глинка, когда в отсутствии Легенды понадобилось показать тренерское мастерство, пустил всю энергию на конфликт с руководством, а не на то, например, что бы поставить команде игру в большинстве. Так или иначе, Глинка оказался уволен, а на его место пришел малоизвестный широким кругам, но человек, десятилетия остававшийся Пингвином, бывший игрок и тренер-ассистент, Рик Кехо.

Тогда это казалось хорошим решением Патрика, так как к тренерскому мостику Пингвинов пришел человек, знающий систему изнутри, несущий в себе традиции стиля и былых побед. Никто особенно не задумывался, сможет ли Кехо предложить должный уровень тренерского мастерства, сможет ли на равных работать со своим работодателем, и по совместительству хоккеистом команды Марио Лемье, сможет ли без Лемье создать что-то из игроков команды, остававшейся, в принципе, конкурентноспособной. Надо сказать, что, показалось, что Кехо дал достойный ответ скептикам – 9 очков в следующих пяти матчах – великолепный результат для тренера-дебютанта лучшей лиги мира. Впрочем, в этих играх Кехо хорошо подсобил Марио Лемье, который, в отсутствии получившего травму в последнем матче Ивана Глинки на посту тренера Питтсбурга, Алексея Ковалева, раздавал свои гениальные пасы более молодым партнерам. Легко предположить, что в этих играх ощутимо улучшился процент реализации большинства, что было естественно отнесено на труды Лемье на этом поприще. Однако никаких выводов из этого, как показали игры сезона, сделано не было.

Вообще, по ходу сезона, создавалось впечатление поразительного сходства Пингвинов с какой-нибудь футбольной командой второго российского дивизиона. Все признаки истинно русского характера были налицо - совершенно непредсказуемо бездарная игра против слабых команд, часто удивительно блестящая игра против сильных. Принятие очевидно необходимых мер для исправления ситуации только после того, как трудно уже что-то сделать. Единственное отличие от русского менталитета было в том, что русские обычно все-таки выходят сухими из воды. А вот Пингвинам этого так и не удалось.

В общем, после этой пятиматчевой серии наступил совершенно непрогнозируемый провал в игре против Торонто (0:4). А может, просто Марио Лемье, уже тогда чувствовавший наступление своих зимних недугов с бедром и спиной, начал сдавать в физическом плане, и, как следствие, после этой игры вновь оказался в списке травмированных. Да тут еще трагедия случилось с Мартином Стракой, сломавшим ногу в игре с Флоридой, и выбывшим до конца февраля. И Пингвины, побарахтавшись еще немного, одержав несколько упорных побед, а, также, традиционно разгромив Нью-Джерси, начали свое медленное падение.

Думаю, именно тогда началось это падение, потому что игра, демонстрируемая командой, совершенно не давала оснований говорить о какой-то стабильности в любой из линий. Предсказывать результаты предстоящих игр команды стало чревато инфарктом, Алексей Ковалев не спешил возвращаться, без Лемье совершенно разладилась игра в большинстве, по показателю которого Пингвины опустились на последнее место в Лиге. Тогда было трудно определить те перспективы команды, которые в которых оказались Пингвины в итоге. Хотя ясно было, что Страка выбыл очень надолго, но ожидалось возвращение Ковалева, Марио Лемье также собирался выходить на лед после восстановления. И сейчас, рассматривая ситуацию в призме закончившегося сезона, лично я не мог бы дать какого-то совета Рику Кехо, как действовать в такой ситуации. А тогда казалось, что больше половины сезона еще впереди, все еще получится, и Пингвины традиционно сыграют в плей-офф, как делали 11 лет подряд до этого сезона.